Рукоделие с лентами
В истории вышивка лентами тоже имеет место, ведь она берет начало из более древних времен, когда кожаные изделия расшивали тонкими полосками кожи и шнурами. В Древнем Египте одежду стали расшивать более тонкими полосками ткани, тесьмой, а находчивые византийцы и евреи перенесли этот вид рукоделия в Европу.
Следующий скачок в истории вышивки лентами состоялся благодаря Людовику Благоразумному: он завез в страну станки для изготовления лент из атласа, вот тогда и начался бум шелковых лент. В 1560 году в Лионе работало уже 50 тысяч мастеров. Они трудились днем и ночью, изготавливая километры лент, которые использовали рукодельницы для вышивки одежды господ. Массовая истерия нарастала и в XVII веке стали вышивать не только женскую, но и мужскую одежду: люди стали походить на клумбы. Увлечение распространилось по всему миру, даже в Австралии вышивку лентами использовали чаще, чем простую (нитками), так как налог на нитки существовал, а на ленты – нет. К счастью, с 1800 года увлечение постепенно стихло и приобрело форму декоративного искусства: стали вышиваться картины, гобелены и небольшие предметы интерьера.
Стихи о вышивке
Веками хранит народ свои добрые традиции, приумножая их историю. А о том, что люди любят, чтят, ценят, чем восхищаются и восторгаются, они обычно пишут стихи и песни. Это изюминка нашего народа: красиво о красивом. Стихи о вышивке бывают патриотично-лиричными:
Держу старинный вышитый рушник.
Он, как живой, прильнул ко мне доверчиво.
На нем – душа, вплетенная в цветы,
Душа народа – образы из вечности.
А бывают очень личными, признательными, повествовательными. И в каждом стихотворении о вышивке, звучит признание в любви волшебному искусству, что со дня своего возникновения, дата которого затерялась в глубине веков, радует ярким узором жизни и сегодня. Вот, например, такие стихи о вышивке:
Уже кукушка правнукам кует,
А хмель с калиной, словно вновь родился.
Живут они на вышивке моей,
Как посмотрю – так заново родился.
Хмель, калина – старинные атрибуты защиты славянской культуры. Не теряя своей красоты и значимости, они прекрасно уживаются в колорите современной жизни.
И крестику есть место в стихах о вышивке:
Ласкаю диво дивное из песен:
Так крестик вышит —
Щедро-щедро вьется.
Седеет за окошком серый вечер,
Мне ж мамина сорочка улыбнется.
Стихи о вышивке очень популярны и на форумах вышивальщиц. Современные искусницы, слагая их, не только прославляют древнее магическое волшебство, они продолжают писать историю вышивки. Каждый свою – особенную. Но от того не менее прекрасную.
Мстерская вышивка
Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней — простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.
XIX век и начало XX – это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало Древнему миру искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в Средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Victoria & Albert Museum: средневековая английская вышивка
Дама с единорогом: французский гобелен 1484-1500 годов
Наряд Карла Великого (768-814 гг)
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Церковная вышивка
Вышивка с изображением голубя, трактуется как прощение Господом наших прегрешений
С легкой руки императора Константина вышивка стала украшать не только одежды священнослужителей, но и убранство кафедры, алтаря. В храме божьем появились особые символы, значение которым чистота и любовь, возрождение и воскрешение. Так, например, символом бесконечной праведной жизни стал для истинно верующих цветок, что пророс из Евиных слез, когда она покидала рай – нарцисс или пасхальная лилия. Значение вышивки с изображением голубя, трактуется как прощение Господом наших прегрешений. Бабочка – воскресение заблудшей души.
Со временем искусные мастерицы стали вышивать образа – именно так с греческого переводится слово «икона». Скорее всего, толчком возникновения этого искусства рукоделия стала потребность в мобильности воинов Христа, каждый из которых обязательно должен был взять в военный поход икону. Вот только деревянные образа затрудняли и отягощали движения, а их точная вышитая копия была практически невесомой.
Церковная вышивка, с сохранением всей строгих канонов и четко выстроенных традиций, была благостной, но отнюдь не легкой работой. Послушницы и монахини (а прежде иконы дозволялось вышивать только при монастырях), окропленные святой водой, использовали только лицевое шитье. При этом, каждый раз, протыкая иглой полотно, они обязательно шептали: «Господи!», а возвращая её с изнанки: «Помилуй!». Кроме того, все вышивание сопровождалось еще и чтением книги Ветхого Завета и житием святых. Только при таких условиях значение вышивки и приобретало именно ту благостность, что должна даровать икона для истинно верующих и молящихся.
Потом к лицевому шитью добавился мельчайший бисер, которым вышивали облачение святых и оклад иконы.
До возникновения «светских» послаблений вышивание образом было делом избранных. Сегодня вышивать иконы могут, в принципе, все, кто мастерски владеет иглой и не обязательно делать это только лицевым шитьем, разрешается и не канонический, но такой символический, обладающий силой магической защиты крест. Но все же лучше делать это после проведения определенных обрядов: причастие, благословение батюшки, прочтения молитвы. Тогда значение вышивки будет нести тот же обережный и благостный характер для всех, кто обращает к ней глаза.
С чего все началось?
Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас – это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, использовавшихся при создании шедевра. Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду.
Только глядя на вышитые одеяния, человек мог существенно изменить свое внутреннее состояние, ход мыслей и побуждающие внутренние желания. С течением времени эти знания постепенно заменялись, искажались бессознательно, в силу ограниченного ума или специально по причинам, известным только посвященным.
Зарождение вышивки крестом
К сведению, вышивка крестом зародилась именно на Руси. Самый расцвет вышивки крестом пришёлся на восемнадцатый век. В это время рукоделие уже не было привилегией знатных женщин и монахинь. В каждой крестьянской семье было заведено, что девочка, которой исполнялось семь-восемь лет, начинала учиться вышивать. Она сидела долгими зимними вечерами и вышивала. Вышивка наносилась, прежде всего, на приданое бедующей невесты. Разнообразными узорами, составленными из некрупных крестиков, украшались платки, скатерти, салфетки, рубашки, полотенца и многое другое. Вера в то, что вышивка имела спасительную силу, по-прежнему не угасала. Изделия с вышивкой обязательно использовались в быту, их дарили на рождение ребёнка, когда его крестили, при венчании молодых, также в доме вышивкой украшали красный угол с иконами.
Рисунки, цвета, да и характер самой вышивки отличаются друг от друга в зависимости от территории. Так, например, рукодельницы северной и средней полосы Росси используют традиционные орнаменты с характерным для них использованием оттенков. Наибольшее распространение получила вышивка с повторяющимися узорами. Это могут быть как геометрические фигуры, так и изображения чего-либо. На ткани они изображаются в виде цепочки. Одинаковые узоры или группы узоров повторяются один за другим в определённой последовательности. Вся цепь узоров получила название раппорт.
Раппорты делятся на группы:
-
Растительный орнамент
. На вышивке изображают растения, деревья, ягоды, листочки, и всё это в разнообразных вариациях. -
Животный и птичий орнамент
. На вышивке изображают образы различных птиц, животных и насекомых. -
Орнамент, состоящий из геометрических фигур
. Последовательное изображение фигур различной сложности. -
Меандровый орнамент
. Такой вид орнамента зародился в Византии и прибыл к нам именно оттуда. Он представляет собой череду ломаных линий, которые не обрываются. -
Человеческий орнамент
. На вышивке изображают фигуру самого человека или же части его тела.
Возникновение и развитие вышивки
Когда именно это было? История возникновения вышивки о том умалчивает
Да и неважно сейчас, когда человеку впервые взбрела в голову идея вдеть в отверстия рыбной кости, или косточки маленького обглоданного животного крепкое травянистое волокно вьющегося растения или скрученную в пальцах шерсть. Главное другое – самобытность вышивки и сегодня будоражит умы, а история её – бесконечна
Свидетельство того – сегодняшние склоненные головы над пяльцами и полотном и древние находки, с элементами вышивки. Вот, например, прекрасно сохранившиеся части великолепного убранства, что найдены на территории Древнего Китая – золотые и волосяные нити на тончайшем шелке. Этот вышитый артефакт, созданный в IV-V веках до нашей эры, и сегодня поражает своим изяществом. А чего стоит одежда богатой сарматки, что была найдена в Соколовской могиле Николаевской области! Пурпурная вышивка на золотом шитье дошла до нас из первого столетья нашей эры. А наряд захороненного мужчины из Мартыновского клада, с вышитым широким геометрическим орнаментом на груди его посмертного убранства — VI столетье…
Семидесятиметровый «Ковер из Байе»
Пришли к нам и свидетели искусства вышивальщиц средних веков. Один из самых известных – семидесятиметровый «Ковер из Байе», с изображением множества различных животных, церемониальных строений, воинов при полной амуниции, кораблей. Вышито это монументальное полотно было где-то в конце XI-начале XII веков, а сохранилось и по сей день! Еще один шикарный образец искусного вышивания, известный с XV века – ковер, с потрясающе ярким изображением кремлевских крестных ходов, вышитый руками жены московского самодержца Ивана III – Еленой Волошанкой (Молдаванкой). Была она дочерью Штефана Великого — молдавского господаря и княжны киевской Евдокии Олелькович (и как утверждают этнографы, именно она стала прообразом сказочной Елены Премудрой или Прекрасной – красавицы и искусницы, которую царь Иван привез в свою столицу из тридевятого царства дальнего государства). Истинно царская работа, многие века украшающая стены обители российских самодержцев.
Да что там говорить, даже в книге книг – Библии – упоминается о вышивке! И в 22-м, и в 24-м стихах 38-й главы Исхода можно подробно ознакомиться, как сын Урии — Веселил из колена (рода) Иуды, и потомок колена Данова — Аголиав делали для знати нарядные хитоны, головные повязки и нижние (нательные) платья из тонкого льна и вышивали их голубыми, золотыми, пурпурными нитями. В священном писании сказано, что Аголиав искусно владел мастерством вышивальщика. Вышивание всегда было в чести и приравнивалось к материи тонкого искусства!
Истории вышивания крестом: с чего все началось
Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.
Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:
- Библейские мотивы и узоры;
- Растительные орнаменты;
- Оригинальные изображения различных животных и птиц.
Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.
Современная вышивка
Вышивку крестиком можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым в свободное время можно создавать красивые и оригинальные предметы интерьера, которые в любой дом привнесут уютный. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром или подарком.
Сейчас существует большое разнообразие техник: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров или художников.
Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней.
История вышивки на этом не заканчивается.
Вышивка крестом
История и исследования утверждают, что это одна из самых распространенных техник для создания оберегов в виде одежды, ведь ее символ — крест — являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица-вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь. Ученые не могут назвать приблизительную дату возникновения этого вида рукоделия, но найденные древние останки одежды, датированные IX-X вв., доказывают, что вышивка крестом была уже на высоком уровне.
При этом исследователи истории вышивки крестиком утверждают, что это искусство считалось занятием для аристократов или людей с уникальными способностями, а простому люду были доступны только примитивные стежки и толстые полотна с нитками, из которых шедевр не создашь. Одной из самых искусных вышивальщиц Средних веков считалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Ее работы были известны не только в России, но и за границей: она умело вышивала полотна для церкви, скатерти и одежду для членов царской крови.
Разновидности крестиков
Стежки бывают самые разнообразные. Самые популярные в современной вышивке:
-
Простой крест
. Он состоит из двух стежков, выполненных по диагонали и пересекающихся в центре. Таки образом образуется обычный крестик. -
Полукрест
. Единственный стежок, выполненный по диагонали. -
Петит
. Выполняется так же, как и обычный крестик, только меньшего размера. Четыре таких петита равны одному обычному крестику. -
Бэкстич
. Также его называют стежком «назад иголку». Им обводят контуры вышивки.
На сегодняшний день вышивка крестом — это одно из самых популярных хобби среди женщинВышивка крестом – один из наиболее оригинальных и востребованных видов искусства, которое привлекает к себе очень многих рукодельниц. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды. Со временем искусство вышивки крестиком все больше совершенствовалось. Сейчас вышивание крестом подразумевает под собой искусство украшения различных тканей и готовых изделий красивым орнаментом и красивым сюжетным рисунком. Вышивка может выполняться не только вручную, но и есть машинная вышивка. Сохранившаяся вышивка помогает ощутить всю передаваемую атмосферу прошлого и в полной мере ощутить ее ценность для каждого народа.
Красивая вышивка крестом: история создания
Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.
Прежде чем украшать различные изделия вышивкой, необходимо изучить историю создания орнамента, ведь зачастую узоры имеют свой особый сакральный смысл
Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:
- Природные узоры;
- Мотивы, взятые из повседневной жизни;
- Оригинальные орнаменты.
По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.
Вышивка в Древнем мире
Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.
«Тутанхамон с женой». Рельеф спинки трона Тутанхамона. Дерево, инкрустация золотом, серебром и драгоценными камнями. 14 в. до н. э. Египетский музей. Каир
Вышитый древнегреческий узор — меандр
Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег
Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно
Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.
Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.
Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.
Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов
Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:
- Отображает культуру определенной страны;
- Национальные традиции;
- Особенности региона.
Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.
Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.
Канва для вышивки крестиком
Основой вышивки крестиком является канва – это специальное полотно, которое особым образом выработано на фабрике и таким образом размечено в клеточку, что каждая клетка канвы будет местом для нанесения нитками крестика.
Канва производится из большого количества разнообразных материалов, в частности:
— изо льна; — из шелка; — из пластика; — из смеси; — из хлопка.
Канва для вышивки крестиком
Основной характеристикой канвы является клеточная размерность. Для расчета клеточной размерности используется тканевый дюйм. Самые распространенные размерности канвы – это восемнадцатая и четырнадцатая. Это говорит о том, что на один тканевый дюйм приходится четырнадцать или восемнадцать клеточек. То есть, это 5,5 клеточек на один сантиметр и 7,2 клеточек на один сантиметр.
Встречается еще такая разновидность канвы, как страмин. Это более жесткая ткань, которая имеет крупные дырочки. Страмин используется при работе в технике ковровой вышивки и вышивки крестиком шерстяными нитками. Страмин идеально подходит для начинающих вышивальниц, потому что ниткой с иголкой проще работать при крупных дырочках. Страмин, в основном, используется при вышивке гобеленов, подушек и ковриков.
Помимо традиционной канвы, для вышивки может использоваться также ткань равномерного переплетения. Ее основное отличие от канвы заключается в том, что эта ткань не размечается в клеточку. Смешанные льняные ткани и лен состоят из одиночных ниток, с переплетением, в котором нитка проходит под перпендикулярной ей ниткой и над следующей перпендикулярной.
Встречаются ткани со следующими переплетениями нитей на один дюйм (2,54 сантиметра):
— двадцать пять; — восемнадцать; — двадцать восемь; — тридцать шесть; — сорок.
Также еще встречается накладная канва. Такое полотно необходимо для вышивания на тканях, которые не имеют равномерного переплетения.
Кроме того, для вышивки крестиком используется также водорастворимая канва. Когда работа над вышивкой закончена, ткань нужно опустить в теплую воду – и канва в ней растворится.
Технология выполнения вышивки крестом
Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.
Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке.
Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.
Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом
- Выбор схемы картины
- Подбор канвы и инструментов
- Подбор цветного мулине
- Вышивка крестом по схеме
- Влажно-тепловая обработка изделия
- Оформление в раму.
Экономическое обоснование
Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия.
На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:
- Набор для вышивания (канва, рисунок, мулине) — 40 рублей
- Пяльцы (диаметр — 15 см) — будут использоваться как рама — 40 рублей
- Иглы для вышивания (набор) — 20 рублей
ИТОГО — 100 рублей
Связь вышивки с экологией
Вышивание – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека. Стоимость моей картины в рамках проекта невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную на рынке. Я довольна своей работой. Надеюсь она всем понравится.
Самооценка
Оцениваю свою работу по следующим пунктам:
- Все ли я сделала?
- Получился ли у меня проект?
- Довольна ли я своим изделием?
- Хочу ли я в нём что-то исправить?
Ответив на все эти вопросы, оцениваю собственную работу.
Я довольна своей работой по технологии, проект по вышивке крестом завершен. Надеюсь результат всем понравится.
Коллективный «крестовый поход»: выбираем сюжеты для всей семьи
Любая вышивка различается по сложности, у креста этих сложностей всего 5: работы бывают очень легкие, легкие, средние, сложные и очень сложные. А еще она подразделяется на самые разнообразные сюжеты, которые понравятся как женщинам, так и мужчинам. Не удивляйтесь, в Средневековье лучшими вышивальщиками в Европе были не только леди, но и джентльмены, ведь заказов от знати было столь много, что нежные женские ручки просто не справлялись с колоссальным объемом работ. Вот и сегодня все чаще можно встретить рисунки для вышивки, которые порадуют сильный пол: современная архитектура и легендарные города, экзотические морские пейзажи и дикие животные. Конечно же, не забыты и дети, которым наверняка понравится вышивать домашних питомцев, яркие цветы и аппетитные фрукты. Но чтобы ребенок действительно полюбил вышивать крестиком, он должен практически сразу увидеть результат своей работы. Как вы понимаете, быстро можно вышить лишь набор с частичным заполнением или же небольшой брелок.