История 1-го Инженерного моста
Первый пешеходный мост на этом участке появился в 1710-х годах. Это была разводная деревянная конструкция. В 1740-х на месте, где сейчас стоит Инженерный замок, началось строительство Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. Трудившийся над резиденцией архитектор Ф. Б. Растрелли построил новый деревянный мост через Мойку, ведущий от дворца прямо к воротам Летнего сада. К сожалению, дворец до наших дней не сохранился — он был снесен в 1797-м.
Деревянный мост сменили на металлический и перенесли ближе к истоку реки Мойки в 1824–1825 годах. Над конструкцией потрудись известные инженеры — П. П. Базен и Э. К. Клапейрон, за основу был взят проект архитектора В. И. Гесте. Новая переправа имела один неразводной пролет в виде арки. Для облегчения конструкции тротуары укрепили на кронштейнах за пределами проезжей части. Декор решетки разрабатывал П. П. Базен.
1-й Инженерный мост простоял до 1946 года. Затем его закрыли на реконструкцию из-за серьезных разрушений пролета. Чугунную арку заменили более современной конструкцией, укрепили устои и восстановили декор.
В 2019 году Первый Инженерный мост вновь подвергся капитальному ремонту. Он предусматривал полную замену железобетонной плиты пролета и дорожного полотна, реставрацию перил, фонарей, гранитных и металлических элементов. Открытие обновленной переправы состоялось в начале декабря 2019 года.
Пантелеймоновский мост
Второй по красоте мост на Фонтанке. Мост, которым мы любуемся сейчас, был введен в эксплуатацию в 1908 году, только без ограждений (они были деревянными). Вокруг них возникло много эстетических споров, и только через год был осуществлен проект Л. А. Ильина, в котором были использованы мотивы решеток Летнего сада, Первого и Второго Инженерных мостов.
Именно поэтому мост образовал органичный ансамбль с окружающими архитектурными формами. Настоящим украшением моста стали изящные литые конструкции фонарей.
Перпендикуляром к Пантелемоновскому построен Первый инженерный мост, здесь — поворот с Фонтанки и прямо в Мойку, к Чижику-пыжику.
Оба моста соединяют летний сад с противоположными берегами Фонтанки и Мойки соответственно.
Благовещенский мост
Первый постоянный мост через Большую Неву появился в 1850–1855 годах. С того времени он несколько раз менял названия, каждое из которых отражало изменения в жизни города. Сначала мост носил название Благовещенского, поскольку тогда рядом находилась Благовещенская площадь. После смерти императора Николая I в 1855 году он стал именоваться Николаевским, а потом — мостом Лейтенанта Шмидта, руководителя севастопольского восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В начале XXI века мосту вернули первое первое название.
Мост сделали настолько прочным, что его несущие опоры прослужили до 1936 года, а старые пролетные конструкции были использованы при строительстве моста через Волгу в Твери.
Сейчас это единственный мост на Неве, чей фундамент сделан из деревянных свай. Он считается одним из самых старых из существующих мостов через Неву.
Фото: skyscrapercity.com
Литейный мост
До основания Санкт-Петербурга в этом районе пролегала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. Здесь возвели второй в городе плашкоутный мост, получивший название Воскресенского. Наплавному мосту пришлось покочевать по всей реке. В начале XIX века его перенесли к Летнему саду и дали название «Петербургский».
После того, как в 1849 году Литейный двор был упразднен, а Литейный проспект продолжен до Невы, к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.
Весной бурный ледоход сорвал переправу, и решением комиссии в 1875 году вместо наплавного моста начали возводить постоянный одноименный мост. Кроме того, в конце XIX века Выборгская сторона стала центром фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост не справлялся с увеличившимся во много раз объемом грузопотока. Автором проекта стал инженер Аманд Егорович Струве, которому поручили построить мост за четыре года.
Литейный мост считается вторым постоянным мостом после Благовещенского. Он построен через самое глубокое место Невы (24 метра) и разводится, чтобы пропускать корабли. Также мост стал первым постоянным мостом, чье освещение было электрическим. На нем были установлены фонари со «свечами» русского электротехника П. Н. Яблочкова, который на тот момент находился в ореоле всемирной славы. Его чугунные решетки украшают барельефы с изображением русалок, которые держат в руках герб Петербурга.
Фото: bonjurabajur.ru
Характеристики моста
Благовещенский мост перекинут через реку Большую Неву. Он соединяет Адмиралтейский район с Васильевским островом. По оси моста проходит водораздел между Финским заливом и Большой Невой. Это первая постоянная переправа через реку Неву: как по времени постройки, так и по месту расположения.
Длина переправы – 349,8 метров, ширина – 38,07 метров. Мост восьмипролетный с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы.
Масса крыльев разводного пролета составляет 597 тонн каждое. В ходе реконструкции Благовещенского моста 2005-2007 гг. крылья были оперты на концы ферм постоянных пролётов. Это уникальное решение позволило снять часть веса с разводного пролета, в результате отпала необходимость в перестройке его опор. Также впервые в истории мостостроения противовесы изготовлены с использованием свинцовых блоков.
Разводка осуществляется с помощью новейшей гидравлической системы. Павильоны для механиков расположены прямо на поверхности моста.
На мосту установлены уникальные чугунные перила по рисунку архитектора Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. Основной мотив рисунка — гиппокампы, мифологические морские лошади с рыбьими хвостами.
Как сделан, внешний вид
Мост красивый, изящный и большой, при этом имеете сложную конструкцию. Наиболее интересен 5-ый пролет. Визуально пролеты похожи на арочные сквозные фермы. На самом же деле — это сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм.
Самый большой пролет — средний, 96 м. Имеет арочные, клепаные, решетчатые фермы, которые выступают вперед и уравновешивают боковое давление.
Разводится мост у левого берега, при помощи электромеханического или ручного привода. Открывается на максимальную ширину под углом 72º. Пролет — однокрылый. Перильное ограждение имеет гранитные парапеты и обелиски со стороны площади.
Освещается Троицкий мост 16-ю канделябрами, которые, в свою очередь, имеют по 3 плафона. Дополнительно есть 24 маленьких канделябра.
Решетка моста и фонари были спроектированы архитекторами Р. Патульяр и В. Шаброль в стиле французского модерна.
Если въезжать мост со стороны Марсова поля, то можно увидеть 2 ростральные колоны-обелиски. На пьедесталах располагаются мемориальные доски. Они посвящены людям, стоявшим мост и другим событиям, связанным с этой достопримечательностью.
Проезжая часть и тротуар разграничены поребриком, высотой — 50 м. По оси располагается разделительная полоса. Благодаря гранитным площадкам, есть возможность спуститься к воде.
Благовещенский мост
Самый старый мост через Неву — Николаевский, ныне Благовещенский, был возведен в 1850 году. Он был сооружен инженером С. Кербедзом. До появления Благовещенского моста берега реки соединяли только наплавные мосты. Проект моста был утвержден императором Николаем I, строительство началось в 1842 году и длилось 8 лет.
Мост расположен на Английской набережной в створе площади Труда, на Васильевском острове — на стыке набережной Лейтенанта Шмидта и Университетской. Мост имеет 8 пролетов, один из которых разводной. На мосту было установлено уникальное чугунное перильное ограждение художественного литья. Основным мотивом рисунка стали «морские коньки» (тритоны). Авторство рисунка приписывают архитектору А.П. Брюллову, но его подписи на рисунках нет.
Благовещенский мост является одним из первых цельносварных мостов в мире. Перильные ограждения, опоры освещения и опоры моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной. Мосту возвращено не только его имя, но и исторический облик 1850 года. Мост считается границей между рекой Невой и началом Финского залива – Невской губой. Его сооружение стало одной из трех грандиозных построек первой половины 19 века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.
Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 15
Этот мост считается одним из красивейших мостов, раскинувшихся над Невой, и напоминает драгоценное ожерелье, одетое на красавицу. В период навигации мост разводится в 1:25-2:45 и 3:10-5:00. От станции метро «Василеостровская» можно дойти пешком за 20 минут или от станции метро «Адмиралтейская» на автобусе 22,27 и 3 до остановки «Площадь Труда».
Что посмотреть рядом
У Первого Инженерного моста немало достопримечательностей. Конечно, главными точками притяжения являются Летний сад и Михайловский замок. Но есть рядом и другие интересные места.
Прямо у моста установлен памятник легендарному Чижику-Пыжику. Маленькая птичка спряталась на небольшом постаменте у самой воды. Чтобы увидеть его нужно пройти к углу, где мост переходит в набережную реки Фонтанки и перегнувшись через перила посмотреть вниз. Найти его легко, место подскажет информационная табличка и другие туристы, их тут всегда полно.
Наверно у многих возникал вопрос, а почему же мост «Первый». Все просто, чуть дальше на набережной есть и Второй Инженерный мост. Выглядит он довольно странно, потому что под ним суша, а не река. Появился он при создании Воскресенского канала, который должен быть окружить Михайловский замок и превратить его в остров. Полностью проект не удалось закончить. В 1882 году канал засыпали, оставив инженерные коммуникации и 2-й Инженерный мост. Часть Воскресенского канала у южного фасада замка восстановили в 2003 году.
С достопримечательностями у 1-го Инженерного моста можно ознакомиться самостоятельно, гуляя вдоль набережных, либо заказать пешую экскурсию с гидом или водную прогулку по рекам и каналам.
Мосты через Канал Грибоедова
Театральный мост
Театральный мост и Мало-Конюшенный мост образуют единый Тройной мост в месте слияния реки Мойки и канала Грибоедова.
Пешеходный Тройной мост соединяет три острова: Казанский, Спасский и 1-й Адмиралтейский.
Рядом с Тройным мостом находятся Главные Императорские конюшни.
Театральный мост (слева)Театральный мостТройной мост
Ново-Конюшенный мост
Ново-Конюшенный мост соединяет Конюшенную площадь с Царицынским проездом рядом с собором Спас на Крови.
Ново-Конюшенный мост
Итальянский мост
Пешеходный Итальянский мост является продолжением Итальянской улицы и соединяет Казанский и Спасский острова рядом с Русским музеем.
Итальянский мост
Казанский мост
Невский проспект пересекает канал Грибоедова по Казанскому мосту рядом с Казанским собором и домом Книги в здании компании Зингер.
Ширина Казанского моста в 5 раз больше его длины, а высоты недостаточно для прохода под ним катеров.
Казанский мостКазанский мост
Банковский мост
Банковский мост с Грифонами с золотыми крыльями является одним из символов Санкт-Петербурга.
Пешеходный мост ведёт с Казанского острова прямо ко входу в Государственный банк Российской империи на Спасском острове.
Банковский мостБанковский мост с ГрифонамиБанковский мост
Мучной мост
Пешеходный Мучной мост сокращает путь жителям Казанского и Спасского островов рядом с Мучным переулком.
Мучной мост
Гороховая улица пересекает канал Грибоедова по Каменному мосту.
Каменный мост
Переулок Гривцова (бывший Демидов) пересекает канал Грибоедова по Демидову мосту.
Демидов мостДемидов мост
Пешеходный Сенной мост сокращает путь жителям Казанского острова к Сенной площади.
Сенной мост
Кокушкин мост соединяет Столярный переулок с Кокушкиным переулком, в котором жил купец Кокушкин.
Кокушкин мост
Вознесенский проспект пересекает канал Грибоедова по Вознесенскому мосту.
Вознесенский мост
Подьяческий мост соединяет Фонарный переулок с Большой Подьяческой улицей.
Подьяческий мост
Львиный мост
Львиный мост является одним из символов Санкт-Петербурга.
Пешеходный мост соединяет Малую Подьяческую улицу с Львиным переулком.
Львиный мостЛьвиный мост
Харламов мост
Проспект Римского-Корсакова пересекает канал Грибоедова по Харламову мосту рядом с
домом старухи-процентщицы из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Харламов мост и дом старухи-процентщицы из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Ново-Никольский мост
Никольский переулок пересекает канал Грибоедова по Ново-Никольскому мосту рядом с Никольским Морским собором.
Ново-Никольский мост
Красногвардейский мост
Пешеходный Красногвардейский сокращает путь жителям Спасского острова к Никольскому Морскому собору.
Красногвардейский мост находится в самом живописном месте Санкт-Петербурга — Семимостье, где из одной точки видно сразу 7 мостов:
Ново-Никольский, Старо-Никольский, Смежный, Красногвардейский, Пикалов, Могилёвский и Кашин.
Красногвардейский мостКрасногвардейский мост
Пикалов мост
Пикалов мост соединяет Коломенский остров с Покровским островом. Мост назван в честь строительного подрядчика — Пикалова.
Пикалов мост
Могилёвский мост
Лермонтовский проспект пересекает канал Грибоедова по Могилёвскому мосту (раньше этот участок проспекта назывался Могилёвской улицей)
рядом с Исидоровской церковью.
Могилевский мост
Аларчин мост
Английский проспект пересекает канал Грибоедова по Аларчину мосту.
Мост назван в честь галерного мастера — Алатчанинова Андрея Игнатьевича.
Аларчин мост
Коломенский мост
Коломенский мост — единственный в России цельносварной алюминиевый мост.
Пешеходный Коломенский мост соединяет Коломенский остров с Покровским в Коломне, историческом районе Петербурга.
Коломенский мост
Мало-Калинкин мост
Мало-Калинкин мост расположен в месте впадения канала Грибоедова в реку Фонтанку.
До основания Петербурга здесь находилась Калинкина деревня.
Мало-Калиникин мост
История моста
В 1703 году наплавной деревянный мост соединил крепость на Заячьем острове со строениями на Березовом (ныне Петроградском) острове. В 1706 году наплавной мост был заменен постоянным деревянным на свайных опорах с подъемной частью посередине. Мост получил название Петровского.
В 1738 году его перестроили в 16-пролетный, с сохранением подъемного пролета.
В 1801-1802 годах деревянная часть моста была заменена восьмипролетным сооружением шпренгельной системы с однокрылой подъемной частью. Разводка моста осуществлялась вручную. На каменных аркадах был установлен гранитный парапет.
В 1827 году арочные пролеты правого крыла моста засыпаны в связи с благоустройством въездов на Суворовский наплавной мост через Неву (это название первоначально собирались дать нынешнему Троицкому мосту, построенному на месте наплавного). Вследствие наносов грунта постепенно ликвидировались и арочные пролеты левого крыла моста.
В 1887 году Петровский мост был переименован в Иоанновский. Дело в том, что между крепостью и Иоанновским равелином существовал тогда ров, через который в 1752 году был построен деревянный Иоанновский мост, названный в честь брата Петра I. После ликвидации этого моста его название перешло к Петровскому.
К 1934 году на правом крыле моста сохранился только один каменный арочный пролет, а на левом – три, вместе с дамбой, примыкающей к Иоанновским воротам крепости. В дальнейшем все арочные каменные пролеты были засыпаны и заложены бутовой плитой.
В 1950-1951 годах при очередном ремонте моста по проекту инженера В.В. Блажевича семь пролетов были перекрыты металлическими балками. Были отремонтированы и обшиты досками опоры. Проезжая часть и тротуары покрыты дощатым настилом. Перильные ограждения оставались деревянными.
В 1953 году по проекту архитектора А.Л. Ротача деревянные ограждения на мосту были заменены чугунными решетками художественного литья, установлены торшеры с фонарями, которые были при въездах на Суворовский наплавной мост. Тип решеток заимствован с перил на въездах Тучкова моста.
В 2001–2003 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга, проведен новый капитальный ремонт. Были отремонтированы деревянные опоры, заменены металлическое пролетное строение и деревянный настил проезжей части и тротуаров, выполнена облицовка устоев и аркад. Внутренний полукруглый свод моста был усилен и покрыт химическим защитным составом, предохраняющим от негативного воздействия воды. Отреставрированы фонари, на которых восстановили фигуры двуглавых орлов. Обновлены перильные ограждения.
В 2016–2017 гг. был произведен последний по времени ремонт переправы, включающий восстановление бутовой кладки и облицовки аркад, замену поврежденных деревянных элементов русловых опор и окраску металлического пролетного строения, реставрацию чугунного декора (перила и торшеры). Также заменены деревоконструкции моста и булыжное мощение мостовой над аркадами.
ТОП-5 фактов о петербургских мостах
Рекордсмен по части мостов
Синий мост, 2012 год. artemis-spb.ru
Точное количество мостов в Санкт-Петербурге до сих пор неизвестно, но наш город — признанный мировой рекордсмен по количеству переправ. Всего их более 800 (в два раза больше чем в Венеции), из них исключительно пешеходных – 218.
Не всегда точно удается вести реестр утраченных и вновь построенных мостов, так как часть городской территории находится в труднодоступных промышленных зонах или на территории закрытых режимных предприятий. Достоверно известно, что разводных мостов 21, из них в период навигации используется только 13.
Петербург единственный город в мире, который использует открыточные виды разводных мостов в качестве своего символа, а из рутинной повседневной разводки-сводки мостов в период навигации и белых ночей Петербург умудрился сделать оригинальное шоу, съезжаться на которое готовы туристы со всего мира.
История мостов
Дворцовый мост и Адмиралтейская набережная. Санкт-Петербург. 1890-е
Во времена основания и строительства Петербурга мостов не было вообще, были переправы. Запретом на строительство мостов Петр I намеревался приучить горожан к морскому делу. В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду.
Строительство мостов было сопряжено с большими техническими трудностями – тогдашние инженеры не располагали необходимыми знаниями и технологиями, который бы позволили им возвести постоянные переправы. Кроме того, и сам Петр I полагал, что мосты будут мешать судоходству.
Однако по мере роста города необходимость их постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году, уже после смерти Петра, соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади.
Первые разводные мосты
Первые три постоянно действующих разводных моста и по сей день остаются инженерной гордостью отечественного мостостроения. Благовещенский мост постройки 1850 года, Литейный мост, построенный к 1879 году, и Троицкий мост, открытие которого было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга.
16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то откроется вид на Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты.
Повернувшись на другую сторону, можно увидеть Литейный и Сампсониевский мосты. Истории строительства каждого из этих мостов посвящены десятки книг и научных монографий, а сооружались они силами не только отечественных, но и зарубежных специалистов с применением самых передовых на то время технологий.
Современные мосты
Современные мостостроители продолжили лучшие традиции своих предшественников. Последний по времени сооружения мост через Неву – Большой Обуховский также во многих отношениях является уникальным. Это первый мост через судоходную Неву, который не разводится.
Особенным его можно назвать потому, что это навесной мост, предназначенный для постоянного автомобильного сообщения. Это один из самых длинных мостов России. Фактически — это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, один — для езды в восточном направлении, второй — для передвижения в западном направлении.
Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что дает крупным судам свободно проходить под мостом. Петербург остро нуждается в строительстве новых переправ через Неву, но реализация программы постоянно откладывается. Достоверно неизвестно, когда в ближайшее время будет завершено строительство новых мостов.
Сохранение мостов
К сожалению, на сегодняшний день не существует целевой программы сохранения мостов как исторического наследия Петербурга. Множество мостов охраняется государством как исторические памятники.
Мосты через Карповку
Все мосты через Карповку соединяют Аптекарский остров с Петроградским.
Аптекарский мост
Аптекарский мост соединяет улицу Чапаева с Гренадерским мостом и тремя набережными: Аптекарской набережной, Петроградской набережной и
набережной реки Карповки.
Ширина Аптекарского моста равна 96 метрам — это второй по ширине мост в Петербурге после Синего моста.
Аптекарский мост
Петропавловский мост
Петропавловский мост соединяет Большой проспект Петроградской стороны с проспектом Медиков на Аптекарском острове.
Петропавловский мост унаследовал своё название от другого Петропавловского моста, который находился
поблизости — в створе Петропавловской улицы, которая в свою очередь получила своё название от Петропавловской больницы,
на территории которой находилась церковь Петра и Павла.
Петропавловский мост
Силин мост
Каменноостровский проспект пересекает реку Карповку по Силину мосту.
Название моста происходит от фамилии купца Фёдора Силыча Силина.
Силин мост
Геслеровский мост
Геслеровский мост соединяет Чкаловский проспект с набережной реки Карповки.
Название моста происходит от фамилии Ивана Васильевича Геслера, служившего гардеробмейстером Павла I.
Геслеровский мост
Карповский мост построен в 1950 году рядом с Иоанновским монастырём.
Карповский мост
Барочная улица пересекает реку Карповку по Барочному мосту.
Барочный мост
Молодежный мост
Песочная набережная пересекает реку Карповку по Молодёжному мосту в месте впадения Карповки в Малую Невку.
Название Молодёжный мост получил от Ленинградского дворца молодёжи, расположенного неподалёку.
Молодежный мостСкульптура молодёжи на Молодежном мосту
История моста
Переправа именно в этом месте Невы планировалась еще в 30-х годах XX века, но лишь к концу 1950-х на правом берегу реки развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь: жилые кварталы появлялись на Охте, шло проектирование новых районов на месте петровских пороховых складов, в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки.
Новый мост через Неву был крайне необходим городу, чтобы решить транспортные проблемы
Строительство переправы власти Ленинграда назвали «градостроительной задачей особой важности»
В 1959 году Ленгорисполком объявил закрытый конкурс проектов. В творческом соревновании участвовали самые известные ленинградские и московские организации. Одни проекты оказались слишком дорогостоящими, другие не вписывались в существующую застройку, третьи вызывали сомнения с технической точки зрения. В итоге жюри не присудило первую премию никому, а второе место заняла работа института «Ленгипротрансмост». По этому проекту и построен мост Александра Невского.
Авторы проекта — главный инженер А.С. Евдонин, инженеры К.Л. Клочков, Г.М. Степанов, архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис, Ю.И. Синица. Это было новое слово в мостостроении, многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие.
Впервые в СССР при создании переправы использовали ванты — стальные тросы. Они были скрыты конструкцией (в современных проектах ванты выносятся наружу). Тросы моста Александра Невского имеют диаметр 70 мм и выполнены из легированной стали. Натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха — в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару подтягивают с помощью специальных лебедок.
Впервые на 35-метровой глубине установили железобетонные оболочки для речных опор. Новой для советского мостостроения была и конструкция V-образных пролетных строений. Их отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. Общий вес каждой конструкции — свыше 5000 тонн. И наконец, редкий для СССР случай — нерабочее пространство внутри пандусов моста использовано для размещения парковки на 230 автомобилей.
До недавнего времени мост оставался самым протяженным в городе на Неве. И только в декабре 2004 года Большой Обуховский вантовый мост, открывшийся на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, перехватил пальму первенства (его общая длина — 2884 метра).
Сооружение получилось гармоничным, пропорциональным, очень крупные детали моста не кажутся тяжелыми. Специалисты отмечают ясность его конструктивной схемы, лаконизм и сдержанную эмоциональность. Мост идеально вписался в городскую среду, не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. К тому же с открытием переправы были решены транспортные развязки на обоих берегах реки.
В период строительства мост называли Староневским, а еще до открытия — 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название — мост Александра Невского в честь великого русского полководца и небесного покровителя города.
1 ноября 1965 года по мосту прошла колонна тяжелых танков — это были промышленные испытания на прочность конструкции. Торжественное открытие, приуроченное к годовщине Октябрьской революции, состоялось 5 ноября: по мосту открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение.
Несмотря на то, что мост строился с применением передовых технологий, его качество оказалось далеким от идеала. Гидроизоляцию выполнили из стекловаты, а она стала постепенно растворяться в битуме. Ванты начали быстро ржаветь, и уже через два года после эксплуатации 56 из них лопнули. Мост продолжал разрушаться, в то время как нагрузка на него постоянно увеличивалась. В 1982 году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста весом 700 тонн. Мост закрыли для движения, наладив паромное сообщение. Переправу отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения.
В 2000 году мост закрыли на капитальный ремонт. Реконструкция переправы проводилась с 10 декабря 2000 года по апрель 2001 года. В ходе ремонта заменены 12 километров вантов и вся гидроизоляция. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.
14 марта 2014 года открылась новая, мощная подсветка моста Александра Невского.