Шардар Тенцинг
С начала XX века шерпы помогают альпинистам в их экспедициях. Многие из них стали высококлассными проводниками. Сегодня ни одно серьёзное восхождение не обходится без помощи выносливых, жизнерадостных и верных людей, чьи имена навечно вписаны в славную историю покорения заоблачных вершин. Самые выдающиеся представители племени шерпов, покорившие восьмитысячники, завоевали себе право носить титул «тигр снегов» и ещё специальный почётный знак.
По инструкции шерпы-носильщики не должны нести более 30 килограммов, а як — не более 60 килограммов. Других надёжных способов доставки грузов в базовый лагерь Эвереста, расположенный над ледником Кхумбу на высоте 5340 метров, нет. Экспедицию обычно сопровождает группа из 6-8 шерпов, опытных горовосходителей. Согласно положению, если они поднимаются на высоту 8 тысяч метров и хотят идти дальше, то альпинисты обязаны взять их с собой.
Высшее звание у шерпов, сопровождающих альпинистов, — «шардар», то есть командующий всеми непальцами в высокогорной экспедиции, в том числе и «тиграми». Чтобы стать «шардаром», мало осилить 8 тысяч метров, необходим ещё и неоспоримый авторитет. Такими заслугами обладал Чхоттаре Шерпа. 18 раз побывал он на Южном Перевале (8000 м).
Про него говорили, что он — обладатель трёх лёгких. Три четверти объёма его тела занимала грудная клетка.
Шерп Тенцинг Норгей — один из величайших альпинистов. После того, как он первым побывал на вершине Джомолунгмы, народ Непала посчитал его воплощением божества и таковым почитает по сей день.
В краткой автобиографии Тенцинг вспоминал, что его родители поселились на склонах Эвереста (в Непале) за год до его рождения, в 1913-м. В детстве он пас яков на высокогорных лугах над родной деревней и мечтал о покорении вершин Земли. Когда ему исполнилось 18 лет, сбежал из дома в Дарджилинг. В те времена (до Второй мировой войны) восхождения на Эверест начинались из Дарджилинга, то есть с территории Индии. Как и многие другие шерпы, Тенцинг таскал снаряжение для альпинистов, штурмовавших Гималаи. В 1935 году он впервые попросил взять его в группу восходителей на высочайшую гору мира. Его приняли, и после этого 18 лет подряд Тенцинг Норгей участвовал во многих походах на восьмитысячники, в том числе в шести безуспешных. В 1952 году вместе со швейцарцем Раймоном Ламбером он не дошёл по юго-восточному гребню Джомолунгмы всего 150 метров до цели. Главной причиной была неэффективность работы кислородных аппаратов, которыми пользовались Ламбер и Тенцинг.
«ТИГР НА СНЕГУ»
И над книгою старинной
Закружилась голова…
А. Блок
Старинная книга — природа. Тысячелетиями поворачиваются ее страницы. Но книге этой миллионы лет. Недавно, лет двести тому назад, еще летала в лесах Европы птица дронт. Страница перевернулась — нет, нигде на всем свете нет птицы дронта. Обшарьте все леса, хоть сквозь сито просейте всю природу — нет, нигде не найдете этой птицы, и ее портрет уже повешен в галерее вымерших видов, там, где и дедушка нашего слона — волосатый, клыкастый мамонт. Никогда ни из какого яйца не вылупится эта птица и не залетает, не закричит, не сядет на ветку. Навеки!
Новая страница раскрыта перед нами. Мы ее жадно читаем, мы задаем природе вопросы и придирчиво, упрямо ищем ответа.
Мы выхватываем из сибирской тайги соболя, чтобы у нас перед глазами этот ловкий, неуловимый хищный зверек показал, как он живет. Мы щупаем его волос — вот он облинял, сменил свой мех. Почему же мех слабее, не блестящий, не упругий? Мы задаем этот вопрос природе. Как добиться от нее ответа? Не оттого ли, что соболь линял в тепле? Мы делаем холод, мы устраиваем в Москве сибирскую стужу, садим зверька туда — пусть линяет. И ждем, что ответит природа. И мы получили ответ — да. Да, от холода это. Блестящим упругим мехом покрылся соболь, когда вылинял на холоду. Но нам хочется еще и еще задать вопрос, мы готовы закидать природу вопросами, нам хочется их поставить так, чтобы получить прямой ответ. Мы подслеживаем, подслушиваем, мы ждем десятилетиями, мы роемся в земле, чтобы хоть по следам узнать, как, какими путями пришло то, что сейчас растет, летает, бегает, жужжит вокруг нас. Мы, как истертые, старые страницы, расследовали отпечатки в камнях и в угле, в глубине шахт, на дне песчаных морей, в пустынях и, как в истлевшей книге по редким буквам, хотим восстановить древнее слово, хотим прочесть, что было.
И вот, читая эту книгу природы, теребя старину, жадно вглядываясь в новое, когда голова полна догадок, когда фантазия человека разогрета, человеку вдруг захочется самому вписать свои строчки. Самому сотворить то, что веками, тысячелетиями неустанно и медленно делалось в природе.
Человек решился на смелые опыты.
И что же оказалось? Оказалось, что все: каждое семечко, каждый лист, всякое яйцо птицы — все это как книга, в которой можно листать страницы назад. Как виноград, вот этот вкусный, сочный виноград, он в своем семени сохранил ту дикость, из которой вышел. Оставьте его и поверните страницу назад, и вы увидите, чем он был, пока за него не взялся человек. А может быть, можно повернуть и дальше?
В самом деле, не заключена ли в этой виноградной косточке вся история винограда? Не могу ли я заставить ее сбросить двадцать тысячелетий прочь и родить мне хоть через тридцать лет то, чем был виноград назад тому миллион лет? Хоть под колпаком, в теплице или в леднике? Я хочу развернуть и прочесть все, что написано в этой таинственной косточке, я хочу разделить все примеси других растений, если виноград — ублюдок, родившийся в веках из тысячи смешений!..
И тут действительно может закружиться голова над этой старинной книгой природы.
Человек сейчас сам старается писать в ней. Может быть, пока еще каракулями, но все уверенней и уверенней становится его рука.
Он подслеживает за природой и пытается то же делать сам: сам опыляет цветы, сам переселяет насекомых, и, чтобы победить древесных вредителей, человек, как будто вражеский десант, привозит из-за моря их врагов. Он сгоняет в одно стадо разных зверей, от которых хочет получить новое, смешанное потомство. Он расселяет новых эмигрантов в неведомые им страны: виноград и персики в Воронеж, зебру на Украину — и, чтобы они не погибли в непривычной стране, делает помеси с туземцами.
Человеку во что бы то ни стало хочется узнать, как и откуда взялось то, что сейчас есть в природе, и, узнав это, самому писать эту книгу дальше.
Тогда — кто знает! — он создаст полярные пальмы и рассадит в Сахаре сосновый бор.
Природа сама намекает и подсказывает это: смотрите, среди лиан, обвившихся вокруг пихты, и дикого винограда по снегу на морозе ходит тигр Уссурийского края.
А кто знает: не возродим ли мы из живых еще теперь дальних родственников саму птицу дронт?
Борис Степанович Житков — ТИГР НА СНЕГУ, читать текст
См. также Житков Борис Степанович — Проза (рассказы, поэмы, романы …) :
Тихон Матвеич Это было в царское время на грузовом пароходе. Он ходил на Дальний Вос…
УДАВ I Началось с того, что играл я в клубе. И все как-то выходило, что про…
Что символизирует Тигр в вышивке?
Еще до популярности идеи с картой желаний вышивальщицы знали, что если чего-то очень хочется, то нужно это просто вышить. Не обязательно пытаться достичь в работе фотографической точности с мечтой, часто просто применимы символы. Например, для притяжения денег вышивают денежное дерево, для счастливой семейной жизни – пару животных (лебедей, волков и т.д.). А что означает вышивка с Тигром?
Такой подарок может стать настоящим оберегом, поскольку это животное считается защитником от злых духов и является символом мощи и силы. Правда, есть один нюанс: тигр настолько свирепое животное, что может “погубить” своего хозяина, поэтому его изображение не стоит дарить рожденным в год Кабана, Петуха и Кролика, т.е. тем, кого он может съесть.
Где пасутся яки
Шерпы редко селятся ниже. Всю жизнь они проводят в крутых подъёмах и многочасовых переходах. Шерпы — прирождённые горовосходители, а их недюжинные способности проявились в 20-х годах XX столетия, когда первые европейцы начали наведываться в Непал для разведки возможных подходов к вершинам гималайских восьмитысячников.
Численность шерпов невелика: около 100 тысяч человек, говорящих на тибетском языке. Это люди небольшого роста, коренастые, исключительно выносливые, предприимчивые, отважные, трудолюбивые. Шерпы — буддисты, поэтому питаются, как правило, растительной пищей, в основном картофелем, рисом, гречкой и некоторыми овощами. Они пасут яков и овец, поднимаясь с ними на горные луга до 5500 метров. Яки — местный «транспорт». На них перевозят поклажу, навьючив её по бокам животных.
Главная деревня шерпов Кхумюнг насчитывает чуть больше 100 каменных хижин с плоскими крышами, маленькими окнами и низкими дверными проёмами. Вокруг домов — заросли рододендронов вперемежку с гигантскими елями. В получасе ходьбы от деревни расположен торговый посёлок — Намче-базар. Он лежит в котловине по дороге на ледник Кхумбу, и все восходители неминуемо проходят Намче (3440 метров).
От посёлка узкая горная тропа ведёт дальше и поднимается все выше, а после беспрерывного 600-метрового подъёма выводит на ровную зелёную поляну, где находится известный буддийский монастырь Тенгбоче, расположенный на высоте около 4 тысяч метров. Рассказывают, что однажды на этой поляне появился легендарный снежный человек (йети), но, увидев приближающихся к нему монахов, быстро скрылся в зарослях рододендронов. Большинство шерпов убеждены в том, что йети существует, но обычно ссылаются на воспоминания стариков о встречах с ним.
Перенос схемы на ткань и последовательность работы
Даже в готовых наборах для рукоделия, как правило, даже большие схемы вышивки крестом напечатаны на бумаге. Чтобы рисунок Тигра на канве располагался симметрично, на ней с помощью маркера намечаю центр, от которого делят всю работу на квадраты 10 на 10 крестиков.
Такой подготовительный процесс позволяет добиться аккуратности, но делает работу более трудозатратной. Значительно проще и быстрее можно перенести схему с помощью термотрансфертной бумаги. На ней нужно напечатать изображение в зеркальном отражении, затем приложить его к канве и прогладить горячим утюгом.
Общая последовательность работы, для тех, кто решил вышить Тигра, будет следующей:
- Раскроить канву необходимого размера и обработать ее края, чтобы они не растрепывались. Можно обшить края обметочным швом или проклеить специальным клеем.
- Перенести на основу схему или разметить ткань на квадраты 10 на 10 крестиков с помощью специального маркера.
- Вышить картину швом счетный крест, используя цвета указанные на схеме.
Готовую вышивку тигра простирнуть в теплой воде с жидким моющим средством и, не выкручивая высушить, разложив на горизонтальной поверхности. После сушки, отпарить с изнанки горячим утюгом.
Эксклюзив
Если вы хотите создать в 2022 году эксклюзивную картину, но все схемы, которые может предложить интернет по запросу «новогодние вышивки крестом с Тигром», не отвечают вашим пожеланиям, стоит познакомиться с онлайн сервисами для создания собственных схем вышивки крестиком:
- Pic2Pat;
- XFloss;
- Схемодел;
- Patterns.
Алгоритм работы с такими сервисами достаточно просто. Необходимо просто сохранить понравившуюся картинку на компьютер, добавить ее в приложение, выбрать желаемый размер вышивки и количество оттенков и сохранить уже готовую схему в удобном для дальнейшей работы формате.
Что понадобится для работы?
Результат любой работы зависит не только от мастерства рукодельницы, но и от качества используемых материалов и инструментов
Поэтому важно уделить должное внимание выбору того, что понадобится в процессе рукоделия, особенно начинающим вышивальщицам
Чтобы создать к Новому 2022 году свой шедевр крестиком, понадобятся:
- основа – ткань или канва;
- нитки мулине;
- пяльцы;
- иглы;
- ножницы, маркеры и другие аксессуары для вышивки.
В качестве основы можно использовать абсолютно любую ткань с одинаковым количеством в переплетении поперечных и продольных нитей. Это может быть льняное или хлопковое полотно, а также специальная ткань – канва Аида. Последний вариант более предпочтителен для новичков, поскольку полотно разделено на отчетливые квадраты и не нужно каждый раз отсчитывать одинаковое число нитей.
Жертвоприношение Джомолунгме
Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей. Восхождение на Эверест (Джомолунгму). 29 мая 1953 года
В 1953 году опытный альпинист Джон Хант стал организатором очередной экспедиции, целью которой было завоевание вершины планеты. Он сформировал команду из 15 лучших восходителей. В неё вошли новозеландец Эдмунд Хиллари и Тенцинг, ставший шардаром. Для шерпа это была уже шестая попытка взойти на Джомолунгму.
Группа Ханта преодолела гребни, вздымающиеся над деревней Намче-базар, и направилась к высокогорному монастырю Тенгбоче. На высоте 4115 метров разбили лагерь и отпустили пастись яков.
В следующие несколько недель с тяжелейшего маршрута к вершине сошли все члены группы, кроме Тенцинга и Хиллари. На последнем этапе оба восходителя медленно поднялись по гребню до высоты 8494 метра и здесь приняли решение сделать остановку перед штурмом. Они находились в прекрасной форме и стали готовить площадку для палатки, выполнив всю необходимую работу, не прибегая к кислороду, а вечером, прежде чем уснуть, поглотили бесчисленное количество чашек горячей сладкой лимонной воды, супа и кофе, которыми запивали галеты с сардинами и джемом, съели банку консервированных абрикосов.
Тот вечер Тенцинг вспоминал с юмором: «Мы разбили лагерь у самого пика, завтра рано утром — последний штурм. Ботинки Хиллари промокли, и я посоветовал ему не снимать их на ночь. Пусть высохнут на ногах. Он ответил, что на ногах они скорее заледенеют, чем высохнут, и положил их между нашими спальными мешками. К утру ботинки задубели от льда. Надо было найти способ быстро их разморозить. Я предложил отогреть их над примусом. В общем, Хиллари вступил на вершину в палёных ботинках…».
29 мая оба альпиниста проснулись в четыре часа утра. Был великолепный, ясный рассвет, и что ещё важнее — ветер почти стих. Тенцинг смог даже показать монастырь Тенгбоче, в 4500 метрах ниже. В 6:30 они тронулись в путь. К девяти утра добрались до Южной вершины, вид с неё открывался великолепный. Они немного отдохнули и продолжили подъём.
Самым серьёзным препятствием оказалась отвесная скальная стенка в гребне. Наконец, в 11:30 они вместе, первыми в мире, достигли высочайшей точки планеты. Теперь они видели весь северный гребень Джомолунгмы, бесконечную цепь гор Тибета, Канченджангу на востоке и зубчатые пики Гималаев на западе. Победители обменялись рукопожатием, обнялись, дав волю своим чувствам в те краткие мгновения несдерживаемого восторга от полнейшего единения в том, чего они достигли. Затем Тенцинг, вырыв ямку в снегу, зарыл там приношения богам: синий карандашик — подарок дочки, плитку шоколада, немного печенья и горстку леденцов…
29 мая в вечерних новостях лондонская газета The Times оповестила мир о покорении Джомолунгмы. Это сообщение затмило даже вести о коронации королевы Елизаветы II, намеченной на 2 июня 1953 года.
В 1954 году Тенцинг создал в Дарджилинге «Гималайский институт альпинизма», бессменным директором которого являлся вплоть до своего выхода на пенсию в 1976 году. Великий шерп скончался от кровоизлияния в мозг 9 мая 1986 года, не дожив около трёх недель до своего 72-летия.
Ирина СТРЕКАЛОВА